История
История завода
Невозможно представить историю города Кыштыма в отдельности от машиностроительного завода - АО «Кыштымское машиностроительное объединение», а историю машиностроительного завода без династии Демидовых. Кыштым строился вокруг завода и для завода. Без него нельзя было представить этот красивый город в прошлом, без него нельзя представить его и сейчас!
Династия Демидовых известна с Демида Антуфьева, который был известным кузнецом. Единственный сын Демида – Никита также освоил кузнечное ремесло. В дальнейшем становлению Никиты Демидовича способствовал сам Петр I.
Легенда гласит: услугами кузнеца Никиты Демидовича воспользовался царский фаворит Петр Шафиров, у которого сломался немецкий пистоль. Никто не осмелился взяться за ремонт оружия, опасаясь доломать дорогую вещь и тем навлечь на себя гнев царского друга. Никто, кроме Никиты. Никита не только починил оружие, но и сделал его точную копию с единственным отличием: на копии вместо немецкого стояло клеймо Никиты Демидовича. Шафиров подарил этот пистоль Петру I, рассказав о замечательном тульском мастере. С тех пор благосклонность Петра I к Никите Демидовичу только нарастала, ведь Никита разработал для царя ружья, которые превзошли во многом немецкие прототипы. Они царю настолько понравились, что он отдал Никите несколько десятин казенной земли под Тулой «для копания руды и жжения из леса угля».
Получив от царя землю, Никита развил бурную деятельность. Вместе со своим сыном Акинфием он за полтора года построил крупнейший в России чугунолитейный завод, открыл несколько новых рудоносных месторождений, испытал новые сорта уральской руды и доложил государю, что «это железо самое доброе, к оружейному делу лучше швецкого».
Вскоре, за достижения и успехи, завод в Туле по царскому указу перешел в собственность Никиты Демидовича, еще через год Петр отдал ему уральские заводы: только что построенный Невьянский (на Нейве) и старый, построенный еще при Алексее Михайловиче, Верхотурский. Никита Демидович, оценив перспективы, переключился на Урал, оставив тульский завод в распоряжение сына Акинфия.
При Никите Демидовиче производство уральских заводов было вне конкуренции. Один Невьянский завод выпускал в пять раз больше чугуна , чем все казенные заводы вместе взятые. На демидовских заводах лили чугун, плавили медь, делали железо, собирали часы, изготовляли металлический инструмент, посуду, котлы, трубы, отливали якоря. За неординарные способности в управлении заводами царь наградил Никиту Демидовича дворянским титулом. Получив в 1726 году звание дворянина, Никита Демидович получил также титул царского комиссара и новую фамилию – Демидов, вместе с фамильным гербом и девизом «Acta non Verba» – «Не словами, а делами».
21 сентября 1755 года Берг-коллегией был подписан Указ на постройку Верхне-Кыштымского чугуноплавительного и Нижне-Кыштымского железоделательного заводов. Рудные месторождения, открытые вокруг заводов, оказались превосходными по содержанию железа и располагались близко к поверхности земли.
В 1757 году выплавили первое железо, и вскоре его качество было признано не только в России, но и далеко за ее пределами. Этот год и считается датой основания завода.
Железом с маркой «Два соболя» покрывали крыши домов Лондона и других европейских городов, а в 1873 году на Всемирной выставке в Вене эксперты отнесли Кыштымские Горные заводы к лучшим заводам Урала и России, производящим железо самого высокого качества.
Успех и процветание Кыштымских заводов после Демидовых обеспечивали в разное время:
-
Антон Дмитриевич Одинцов – добился признания Кыштымских заводов европейскими экспертами
-
Павел Михайлович Карпинский – существенно увеличил оборотный капитал Кыштымских заводов
-
Джон Лесли Уркварт – кавалер Ордена Станислава II степени «за промышленные достижения».
Во времена Октябрьской революции и Великой Отечественной Войны заводы переходили с мирного на военное производство. В 1934 году завод стал родиной отечественного перфоратора: машины для бурения скважин по крепким породам глубиной до 2 -2,5 метров. С этого момента производственные мощности увеличились за счет пуска в эксплуатацию перфораторного цеха, оснащенного передовой технологией.
Летом 1934 года механический завод посетил Нарком тяжелой промышленности Григорий Константинович Орджоникидзе. Тогда это было масштабным событием.
Орджоникидзе по достоинству оценил первый советский перфоратор, за который кыштымский завод получил всесоюзную известность. Похвала была заслуженной: при испытаниях в породах средней твердости за минуту бур углубился на 35 сантиметров, и это было намного производительнее американского – их лучший давал не более 27 сантиметров в минуту. С 1950 года кыштымские перфораторы начали экспортировать за рубеж, где они завоевали большое признание. В 1970 году представленная на Лейпцигской ярмарке еще одна разработка - скреперная лебедка 100ЛС2С, которая была удостоена золотой медали. К концу XX века разведка, добыча и переработка полезных ископаемых с помощью кыштымского оборудования велись в 32-х странах. В 1992 году предприятие было переименовано в ОАО «Кыштымский машиностроительный завод». С сентября 2002 года ОАО «КМЗ» стал называться ОАО «Кыштымское машиностроительное объединение». С января 2013 года ОАО «КМО» сменило тип Общества и стало называться ЗАО «КМО».
Завод и город
Кыштым был основан как жилой поселок при кыштымском заводе. Поскольку завод был введен в эксплуатацию в 1757 году, именно эта дата считается годом основания города. В переводе с башкирского языка «кыштым» означает «тихая погода зимой». Всю местность Прикыштымья нередко называют «Русской Швейцарией» или «Уральской Швейцарией», так как своей живописностью и природным разнообразием Южный Урал не уступает прославленной Швейцарии.
Кыштымские заводы не только спровоцировали основание Кыштыма, но и на протяжении всей истории активно участвовали в развитии города, в его обустройстве, создании инфраструктуры. Заводскими рабочими были построены: Первая Свято-Духосошествиевская церковь, ее освящение состоялось в 1765 году, Свято-Троицкая церковь (1848 год), Христорождественский храм (1857 год). В 1860 году в Кыштыме начал работать госпиталь. Вскоре были открыты аптека, городская школа, четыре церковноприходских училища.
В 1895 году была построена железная дорога, которая проходила через Кыштым, соединив города Челябинск и Екатеринбург, что в свою очередь способствовало развитию города. До 1934 года Кыштым был заводским поселком, и только в 1945 году получил статус города областного подчинения. В 1990 году Кыштым был включен в список исторических городов России. Сегодня Кыштым - город областного значения, который расположен на севере Челябинской области, на восточных склонах Уральских гор, между двумя областными центрами - Челябинском и Екатеринбургом. Теперь площадь города составляет 45,67 кв. км, а население: 40 068 человек. В 2017 году Кыштым отметил свое 260 - летие.
Официальный сайт Кыштымского городского округа - www.adminkgo.ru.